Спутник

139 910 подписчиков

Свежие комментарии

  • Green Fox
    Эмммм. А ни чего так, что минские соглашения с ОСОБЫМ статусом утверждены совбезом ООН? Или он предлагает решение сов...Кравчук предложил...
  • Павел Поспелов
    Для начала нужно Кравчуку мозги заменить. Удалить тот понос который у дубаря хохложопого в башке.Кравчук предложил...
  • Тина Кузнецова
    Во время нужно было заплатить, чтобы спортсмены спокойно тренировались. Нет уверенности, что нашим чемпионам разрешат...Минспорта РФ выде...

История Колымы: Посёлок Буркот

История Колымы: Посёлок Буркот

Василий Образцов уже давно пишет о нашем городе и области. О его истории, его настоящем и будущем. Блогер показывает его красоту, судьбу, людей. Совместный проект ИА MagadanMedia и сайта "Моя родина – Магадан" — новый взгляд на родные места. Посёлок дорожников Буркот располагался в приустьевой зоне реки Гряда, в месте её впадения в реку Буюнда. Фактически посёлок располагался на берегах двух рек. Слово буркот родом из эвенского языка. В этих местах часто находили обломки кремня (буркот) и кремниевые жилы. По этим находкам эвены и назвали эту местность кремниевой, такое же название получила и река, протекающая здесь, – Буркот. А позже и дорожники присвоили имя возводимому посёлку – Буркот. Рождение посёлка и вся его жизнь неразрывно связана с трассой Герба-Омсукчан. О трассе Герба-Омсукчан: "Для улучшения снабжения Омсукчанского горного комбината в 1949 году началось строительство автозимника Герба-Омсукчан. Эксплуатационная служба дороги осуществлялась Управлением шоссейных дорог, база которого находилась на 103 километре Колымской трассы в посёлке Карамкен. На всем протяжении дорога имела 6 дорожно-эксплуатационных участков. Сквозное движение по трассе началось уже в 1954 году". Точная дата основания посёлка Буркот неизвестна, но можно предположить, что посёлок строился в начале 50-х годов ХХ-го века.

Трасса Герба-Омсукчан проходила через посёлок и делила его на две части. Ближайшими посёлками к Буркоту были: посёлок Стрелка примерно в 79 километрах (в сторону посёлка Ягодное по Омсукчанской трассе и затем по Колымской трассе); дорожная дистанция "Жаркий" примерно в 30 километрах (в сторону Омсукчана по Омсукчанской трассе); посёлок Купка примерно в 63 километрах (в сторону Магадана по Омсукчанской трассе). Перевод в посёлок Буркот Гербинского ДСК, который занимался строительством и эксплуатацией Омсукчанской трассы, привело в середине 50-х годов ХХ-го века к активному строительству и расширению посёлка, он рос на глазах. В 1956 году в состав Омсукчанского района была передана территория Гербинской трассы и расположенный на ней посёлок Буркот. А 4 января 1957 года решением Магаданского облисполкома № 3 в составе Омсукчанского района был образован Буркотский сельский Совет с центром в посёлке Буркот. В то время Буркот был одним из самых крупных посёлков на трассе Герба-Омускчан. Здесь размещалась база строительства дороги, рембаза, гаражи, цеха и другие объекты. Посёлок в полной мере был обеспечен всем, что необходимо было для нормальной жизни населения. В Буркоте были почта, клуб, фельдшерский пункт, баня, столовая и другие объекты соцкультбыта. В 1957-58 годах часть зданий на Буркоте была разобрана и перевезена на новое место, где началось строительство посёлка Верхний Балыгычан. Закат посёлка Буркот был напрямую связан со строительством Омсукчанской трассы. Строительство трассы далеко ушло от этих мест, трасса строилась дальше, и расстояние между Буркотом и местом проведения работы увеличивалось. Было принято решение о переносе базы дорожников из посёлка Буркот в посёлок Верхний Балыгычан, чтобы перенести её ближе к месту проведения строительных работ. В 1964 году база дорожников и управление было переведено в Верхний Балыгычан. В посёлке Буркот была разобрана большая часть зданий и объектов, вывезена и собрана в посёлке Верхний Балыгычан. В 1964 году, решением Магаданского облисполкома № 228 от 28 мая 1964 года Буркотский сельский Совет Омсукчанского района был переименован в Верхне-Балыгычанский сельский Совет депутатов трудящихся Омсукчанского района с центром в селе Верхний Балыгычан. Так, в течение года, из крупного (по колымским меркам) посёлка дорожников Буркот превратился в посёлочек на Омсукчанской трассе, где базировалась дорожная дистанция "Буркот" (46 км) Омсукчанского ДРСУ. В 1967 году посёлок Буркот был передан в Хасынский район, а дорожная дистанция "Буркот" и зона её ответственности были переданы из Омсукчанского в Аткинское ДРСУ. Каким был посёлок Буркот в начале 70-х годов ХХ-го века рассказывает Людмила (Лугина) Есикова: "Моего отца, Тарасова Валентина Петровича в начале 70-х годов перевели работать на дорожную дистанцию "Буркот". В посёлок Буркот отец забрал нас с мамой из посёлка Чалбухан Тенькинского района в 1973 году. Вместе с нами, в то время, в посёлке Буркот проживало человек 30, включая 7 детей. В посёлке Буркот. 70-e годы ХХ-го века. Из архива Людмилы Есиковой.В посёлке Буркот. В правом углу – дом мастера. 70-e годы ХХ-го века. Из архива Людмилы Есиковой. Омсукчанская трасса делила посёлок на две части. С одной стороны трассы (ближе к реке) оставалось четыре дома и жилой барак на шесть комнат, дом мастера, в котором размещался красный уголок, и здание электростанции. С другой стороны трассы располагались большой гараж дорожной дистанции, два жилых дома и развалины от двухэтажного жилого дома. Если внимательно осмотреть окрестности вокруг Буркота, то можно было найти остовы старых зданий, заброшенные огороды и другие следы деятельности человека. Видно было, что раньше посёлок был значительно крупнее по своим размерам. Все дома посёлка были деревянные. Отопление в домах было печное. Электричество подавалось в дома и на объекты с 9 утра до 23 вечера, после чего дизельгенератор на ночь останавливали и утром запускали снова. В красном уголке проходили собрания и показывали кино. Мой отец работал грейдеристом и киномехаником. На берегу Буюнды стояла поселковая баня. В пятницу вечером население посёлка носило в баню воду из Буюнды, а в субботу был банный день. Летом воду в посёлок для своих нужд жители носили из реки Буюнда. Зимой из проруби наполняли большую бочку, которую к домам подтаскивал трактор, где воду разбирали по домам, у каждой семьи под воду стояли 200-литровые бочки. Буюнда была для жителей не только источником воды, но и природным холодильником и кормилицей. В реке стояли кастрюли и бочки, где могли недолго храниться скоропортящиеся продукты. Практически всё население Буркота было заядлыми рыболовами и охотниками и река щедро делилась с людьми рыбой. Детского сада и начальной школы в посёлке не было, дети жили и обучались в школе-интернате Омсукчана, приезжая домой только на каникулы. Магазина в посёлке не было, два раза в месяц приходила автолавка с посёлка Стрелка. Если чего-то не хватало, ездили в другие посёлки за покупками. Телефон в посёлке были один, стоял у дорожного мастера. Связь была только с дорожным управлением. Медпункт в Буркоте отсутствовал, в случае необходимости получения медицинской помощи жители обращались в фельдшерский пункт посёлка Купка. Роль почты в поселке играл почтовый ящик, установленный в центре посёлка, куда сгружали и откуда забирали корреспонденцию проезжающие почтовые машины. А жители из почтового ящика сами разбирали почту по адресатам. Практически у всех жителей посёлка были огороды". В 80-х годах Аткинское ДРСУ решило построить новый гараж и другие сооружения в посёлке Буркот, но этим планам не суждено было осуществиться. От этих начинаний остались только сваи фундамента на месте предполагаемого строительства гаража. Примерно в 1985-86 годах дорожная дистанция была "Буркот" закрыта и вскоре последние жители посёлка его покинули. Буркот опустел… А в 2016 году постановлением Правительства Магаданской области №552 от 1 июля посёлок Буркот, в числе других, был упразднён. Так закончилась история посёлка дорожников Буркот. Моя признательность и огромная благодарность за помощь в работе над страницей посёлка Буркот Виктору Никитину, Александру Овчинникову, Людмиле (Лугиной) Есиковой.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

))}
Loading...
наверх